top of page

Основные причины неуставных отношений в вооруженных силах нашей страны.

Глава 2

Основные причины неуставных отношений в вооруженных силах нашей страны.

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими – явление распространенное и многообразное. В них включают издевательства (физические и моральные) старослужащих над молодыми солдатами, оскорбления, подчиненных начальниками и т.д.

Наиболее распространенным проявлением неуставщины следует отметить «дедовщину». С психологической точки зрения она представляет собой взаимоотношения, сложившиеся на основе разделения военнослужащих по срокам призыва, когда старослужащие наделяют себя неформальной властью над солдатами, прослужившими меньше их. Эта жажда власти, упоение ею, потребность быть выше себе подобных как раз и являются основным психологическим источником постоянного воспроизводства рассматриваемого явления.

Речь идет не о власти, которой обладает, например, командир отделения в соответствии с Дисциплинарным уставом. Это власть абсолютная и практически ничем и никем, кроме самих «дедов» и их фантазии, не ограниченная, посягающая даже на здоровье и жизнь солдат и матросов младшего призыва.

Дедовщина достигает зачастую самых уродливых форм в условиях безнаказанности и круговой поруки. Молодые солдаты не только не сопротивляются глумлениям над собой, но и поощряют своим приспособленческим поведением еще более изощренные издевательства. Активные приспособленцы всемерно поддерживают негативные обычаи дедовщины, призывают сослуживцев – одногодков стойко выносить тяготы и лишения, исполнять все прихоти «стариков» с тем, чтобы впоследствии наверстать упущенное. Слабые в физическом и моральном отношении солдаты не в состоянии самостоятельно противодействовать постоянному прессингу неуставных требований. Смиряясь с неизбежностью происходящего, они начинают соглашаться с философией дедовщины.

Особенность возрастной психологии 18-20 летних юношей заключается в повышенном внимании к собственной личности, в потребности самоутверждения в глазах сверстников, в сознании собственной значимости. Традиция дедовщины предоставляет им такую возможность, хотя, безусловно, извращенную.

Парадокс в том, что всем молодым воинам, независимо от их реальных достижений в службе, гарантируется в будущем привилегированное положение и «гиперкомпенсация» перенесенного на начальном этапе службы унижения – при условии, конечно, безоговорочного подчинения «традиции».

Поведение в данном случае обуславливается по принципу наименьшей траты сил (плыть по течению всегда легче).

Основания для неуставных взаимоотношений:

Дедовщина – неформальное разделение военнослужащих по срокам службы.

Землячество – по национальной и религиозной принадлежности.

Культ силы – по наличию физических качеств.

Принадлежность к различным криминогенным группам.

Общественно-политический - по принадлежности к общественным и политическим организациям.

Разновидности конфликтов искусственных взаимоотношений:

1. Срок службы – 40,5%.

2. Место призыва – 20,7%.

3. Общие интересы и увлечения – 16,5%.

4. Национальная принадлежность – 11,6%.

5. Уровень образования – 4,0%.

6. Материальное положение до призыва – 2,5%.

7. Религиозная принадлежность – 1,7%.

8. Другие признаки – 2,5%.

По уставу старшие по званию вправе приказывать младшим, однако "военнослужащему не могут отдаваться приказы и распоряжения, ставиться задачи, не имеющие отношения к военной службе или направленные на нарушение закона". На практике же старослужащие относятся к молодым солдатам, как к крепостным, придумывая для них правила поведения и меняя их по собственной прихоти, а также "гоняя" молодых в любое время дня и ночи. Жалобы, невыполнение "приказа" или отказ подчиняться чреваты для первогодков самыми различными наказаниями, часто с применением насилия.

Команды "дедов" и установленные ими правила довлеют над всеми сторонами жизни солдата в первый год службы, будь то выполнение повседневных обязанностей, прием пищи, личная гигиена, здоровье, личные вещи или сон. При этом большинство таких "приказов" и "взысканий" не предусмотрены уставом и, соответственно, являются незаконными с точки зрения российского законодательства.

Причины и условия, порождающие неуставные взаимоотношения между военнослужащими:

• стойкие традиции, связанные с этим явлением;

• четкая градация по сроку службы (одно и то же время призыва), что автоматически разбивает личный состав на конкретные категории;

• безнаказанность;

• умышленное сокрытие нарушений командирами;

• традиции замалчивания нарушений в коллективе (доложил — стал «стукачом»);

• комплектование сержантского состава военнослужащими срочной службы;

• нежелание части офицеров вникать в жизнь коллектива за рамками служебной деятельности.

Солдаты и сержанты срочной службы продолжают оставаться удаленной от офицеров категорией военнослужащих. Самым большим и презираемым пороком среди них считается «стукачество». Самым высоким авторитетом пользуются военнослужащие, обладающие незаурядной физической силой и прослужившие в армии, авиации и флоте больше года. Добросовестное исполнение должностных обязанностей военнослужащими не очень поднимает их в глазах сослуживцев, хотя они ценят толковых, коммуникабельных и отзывчивых парней.

Профилактика неуставных взаимоотношений в вооруженных силах

О проблеме неуставных взаимоотношений в армии, авиации и флоте открыто заговорили в конце семидесятых годов прошлого столетия. Внимание было, главным образом, обращено на, так называемую «дедовщину» — систему традиций и обычаев по закреплению привилегированного положению военнослужащих срочной службы второго года по отношению к «первогодкам». Резонанс, вызванный чередой тяжких преступлений в войсках, а также волна самоубийств и дезертирство не остались без внимания командования и Главного политического управления.

В авральном порядке прошли слушания в Министерстве обороны, частях и соединений. Были разработаны и направлены в штабы и политотделы частей инструкции по мерам, направленным на преодоление этого явления. Иногда, принимаемые меры доходили до абсурда. К примеру, с целью устранения различий между военнослужащими разного срока службы, были отменены нарукавные нашивки (на сленге «годовки», «годки»), имевшие одну или две (на флоте три) полоски по сроку службы соответственно. Ранее военнослужащий первого года службы имел одну полоску, второго года — две (на флоте третьего года — три).

Над проблемой работали политработники высочайшей квалификации. По результатам проведенных исследований были сделаны выводы, что причинами возникновения «дедовщины» послужил тот факт, что в шестидесятые годы был разрешен призыв лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. Как тогда принято было считать, именно они принесли в казармы традиции уголовного мира, практиковавшиеся в местах лишения свободы, которые, после адаптации к условиям армии, авиации и флота и легли в основу традиций «дедовщины».

Кроме этого, особое внимание было уделено фактам злоупотребления служебным положением со стороны офицеров, в том числе и высшего ранга.

Несмотря на принятые меры и достигнутые определенные успехи, в целом, как явление, неуставные взаимоотношения продолжали существовать и существуют и по сей день.

Нельзя сказать, что неуставные взаимоотношения в целом и «дедовщина» в узком смысле этого понятия существовали и существуют в войсках повсеместно. Во многих частях такое понятие отсутствовало и отсутствует как таковое. Например, в спецподразделении УРСН (а позже и в Витязе) факт неуставных взаимоотношений автоматически лишал виновного права ношения крапового берета, что было крайне позорно для его обладателя. Отсутствовала дедовщина и на большинстве линейных застав пограничных войск КГБ СССР.


Избранные рецензии
Проверьте позже
Когда посты будут опубликованы, вы увидите их здесь.
Облако тегов
Тегов пока нет.
bottom of page